Витражи всегда восхищали человечество. Достаточно сказать, что появились они около полутора тысяч лет назад и уже в эпоху Средневековья с развитием культовой архитектуры достигли своего совершенства. “Изолируя посетителей Храма от внешнего мира и создавая искусственное по цвету, приглушенное освещение внутреннего пространства, витражи завершали религиозно-мистический образ интерьера Храма”. В этой простой формуле выражена главная суть их первоначального назначения.
Вскоре проявился также их светский характер. Дело в том, что многие виртажи были подарены храмам артелями мастеров и наряду с религиозными образами запечатлели картины жизни и труда самих людей. Но это было конечно же исключением из правил и происходило вопреки господствующей идеологии тогдашней церкви.
По утверждению исследователей, весьма высокого художественного уровня искусство витражей достигло в готических соборах XIII, XIV и частично XV вв. Это и собор в Бурже, и Собор Парижской Богоматери (Франция), и соборы в Швейцарии, Германии, Италии, Чехии, Польше и т.д.
Специалисты всех стран отмечают высокий уровень искусства витража, проявившийся в России при создании Исаакиевского собора, соборов в Гатчине, Петергофе, при оформлении Эрмитажа (Санкт-Петербург), в Кремлевских теремах и в Оружейной палате (Москва).
В технику изготовления витражей позднего периода были введены новые методы стекловарения, окраски стекла и его крепления. Зачастую в сочетании со стеклом теперь применялась пластмасса. Наряду с живописью, гравированием и гранением сегодня используются химический (травление), механический (варно-флекс, пескоструйный аппарат) способы нанесения изображения.
Следует заметить, что в настоящее время сам термин “витраж” употребляется, как правило, в двух смыслах. Если ранее это была обязательно картина или орнаментальная композиция, выполненная из разноцветного стекла (или других пропускающих свет материалов), то теперь это еще и некая конструкция, возводимая из индустриальных элементов с одинарным, двойным и тройным остеклением по фасаду здания
ИТАК, ВАРИАНТ 1.
ДЕКОРАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВИТРАЖИ
Это составленные из отдельных кусочков стекла композиции, которые армируются свинцовой, стальной или пластмассовой лентой. Контурные, или силуэтные, витражи собираются из стеклянных кружков, уложенных горизонтальными или вертикальными рядами. Узорчатые витражи создаются из кусков прозрачного бесцветного стекла с офактуренной узорчатой поверхностью. Мозаичные - собираются из цветных стекол и обычно имеют вид геометрического орнамента или коврового узора. Живописные витражи компануются из цветных стекол с росписью керамическими красками и с последующим обжигом деталей. Применяются также витражи из монолитных стекол с росписью спекающимися красками, гравированные, с химически травленными деталями, трехслойные и витражи из оргстекла. Наряду с указанными выше можно встретить также витражи рельефные, сделанные из толстого колотого стекла, а подчас и из цветных зеркал.
Практике известны и другие технологии создания витражей, включая различные имитации.
Основные способы изготовления витражей, связанные с применением непосредственно цветного стекла, с нанесением на стекло эмалевой живописи или с применением узорчатого стекла, подробно описаны, например, в репринтном издании Л.Л. Стокс “Живопись на стекле” (Москва, 1994 г.) и других книгах серии “Искусство ремесел”, одобренных преподавательским составом Московского колледжа художественных ремесел. Эти и многие другие традиции возрождаются сегодня в России. Имеет смысл подчеркнуть, что желающему сделать витраж собственными руками следует обращаться именно к высокой традиции, а не идти по легкому пути довольствования всяческими эрзацами.
ВВЕДЕНИЕ В ТЕХНОЛОГИЮ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВИТРАЖА
Сделать витраж из цветного стекла своими руками чрезвычайно непросто. Для этого нужно терпение, определенные способности, навыки, много свободного времени, необходимые инструменты, приспособления и материалы. Даже для того, чтобы описать подробно саму технологию, понадобится едва ли не монография. Поэтому мы ограничились лишь жанром “введения” в тему.
Специалисты отмечают, что существует три основных способа изготовления декоративных витражей. Первый связан с применением непосредственно цветного стекла. Второй - с нанесением на стекло эмалевой живописи. Третий - с применением узорчатого стекла. При этом на практике, утверждают они, все эти способы между собой связаны.
Первый способ. Основной. Витраж из цветных стекол представляет собой мозаику, “составные части которой расположены и скреплены свинцом так, что образуют картины или сочетание геометрических фигур”.
Второй способ. Здесь употребляется обычное прозрачное стекло, на которое эмалевыми красками наносят рисунок. Затем краски обжигают и они со стеклом составляют одно целое. Однако эмалевая живопись на стекле менее эффективна.
Третий способ. Используется обычное прозрачное стекло. Декоративность достигается расположением свинцовых полос, соединяющих его отрезки.
Инструменты и приспособления.
Для работ нужно иметь стекольный алмаз, несколько специальных щипцов, линейку, медный паяльник. Кроме того, будет нужна металлическая лопаточка, палитра (плитка из толстого стекла 15х15). Несколько кистей: флейц 10 см, две-три короткие жесткие кисти из щетины и др. Прозрачный мольберт. Аналог тому, что и у художников, но с прозрачной стеклянной “доской”.
Материалы.
Необходимо стекло двух типов. С цветной массой (плавленое) и обливное - бесцветное, поверхность которого покрыта цветной пленкой.
Простое стекло должно быть несколько шероховато, иначе будет непригодно для живописи.
Свинец или припой оловянно-свинцовый ПОС-90; валики, проходя через которые пруток приобретет Н-образную форму, необходимую для закрепления в нем фрагментов стекла.
Краски.
Китайская розовая, которой раскрашивают лица, руки и т.д., и золотая. Мастера советуют: для изготовления золотой краски следует распустить кусок серебра весом в 17 г в 100 г азотной кислоты и осадить его добавлением горсти обычной поваренной соли.
В продаже имеется также телесная краска и др. Краски для эмалевой живописи производят из минеральных красящих веществ, которые расплавляют с мягким стеклом и затем измалывают в пудру.
Работа с цветным стеклом.
Вначале надо сделать эскиз с использованием цветных красок, что затем поможет выбрать стекло нужных цветов и оттенков. Затем на картоне вычерчивается рисунок в натуральную величину будущего витража. На картоне вычерчивается каждый кусок стекла, который будет употреблен в дело. При этом их формы должны быть простыми, ибо дальнейшая работа будет связана с раскроем хрупкого стекла.
Картон раскрашивается, а линии границ мозаичных кусков вычерчиваются черными полосами толщиной 0,6 см. Здесь пройдут линии свинца.
Далее с картона расположение линий свинца перечерчиваются на лист бумаги. (При этом линия свинца в реальности будет равна 0,3 см.) Рисунок переносится на полированную доску, закрепляется. На него накладывается цветное стекло и режется алмазом по внутренней стороне черной линии, чтобы затем этот фрагмент мог занять свое место в цветном панно из стекла. Линии рисунка хорошо будут видны, просвечиваясь через стекло.
Работа со стеклом, живопись по стеклу и т.д. требуют не только навыков и средств, но и определенного художественного вкуса. Поэтому лучше всего вначале попробовать себя в рисунке, простых работах с этим хрупким материалом, чтобы затем решить: следует ли браться за это дело или нет.
Более подробно технологии и шаги по созданию художественных витражей можно найти в специальной литературе. Для консультаций можно связаться со специалистами Московского колледжа художественных ремесел. А если позволяют средства - заказать себе высокохудожественный витраж, который по вашему требованию изготовят квалифицированные профессионалы.