Витражи – это не только элемент оформления интерьера, но и произведение искусства, которое может сделать
бесценной всю вашу квартиру.
Первые витражи появились в католических храмах, в первом тысячелетии нашей эры. Используемое стекло было очень неоднородным и не совсем прозрачным. Один из самых первых, известных нам сейчас, витражей был обнаружен в монастыре Святого Павла в Англии. Он датируется 686 годом нашей эры. Уже в двадцатом веке археологи обнаружили три стеклянных фрагмента изображения Иисуса Христа с крестообразным нимбом, дата изготовления которого относится примерно к 540 году нашей эры.
Во второй половине тринадцатого столетия, как полагают специалисты, появились Аравийские стеклянные окна – отдельные части стекла были вставлены в мрамор или камень. Однако развитие Аравийских витражей было медленным, потому что ислам не допускает никаких узоров, кроме геометрических или растительных.
В романской архитектуре уже появилось больше элементов, украшавших витражи. Эволюция средневекового витража связана, прежде всего, с соборами, которые являлись центрами повседневной общественной жизни. Толстые стены вынуждали делать большие окна. Типичный ансамбль состоит из трех окон, символизирующих Святую Троицу. Более ранние окна этого стиля проще и примитивнее. В таких окнах использовали стилизованные растительные украшения и декоративный орнамент вокруг сцен и рисунков, с преобладанием красного и синего. Сохранилось несколько образцов окон этого периода в Германии, Франции, Англии.
Средневековая церковь была наиболее важным покровителем искусств, и ярчайшим ее представителем являлся аббат Сугерий из аббатства Сен-Дени. Сугерий был проницательным бизнесменом, гениальным политическим деятелем и преданным поданным короля. Он увлекался философией, включая и мистику, что и повлияло на его решение увеличивать окна и украшать их витражами. Королевская церковь аббатства Сен-Дени стала совершенно новым визуальным воплощением духовных сюжетов.
Окна Сен-Дени явились исключительным новаторством. В панно были включены жития святых, жизнеописания Марии и Христа и, возможно, первый крестовый поход. Площадь окна заполнена рядом вертикально расположенных витражных ронделей, или медальонов. Изобретение Сугерием оконных медальонов оказало глубокое влияние на сюжеты витражного искусства. Окна стали эквивалентом рукописных текстов, описывающих жизненный путь христианских святых. К сожалению, окна Сен-Дени сильно пострадали во время Великой французской революции. О петербургских витражах забыли
Сдержанная цветовая гамма нашего города даже не дает нам возможности представить, что много лет назад во многих домах сияли и переливались цветные стекла витражных окон.
Но это факт: многие чердаки, парадные были украшены различными рисунками из стекла. Со временем из-за тяжелого положения в стране и в городе о них стали забывать. Витражи старели, бились, их не восстанавливали, а вскоре и вовсе забыли. Петербургские витражи поистине можно назвать героями: они пережили революции, Великую Отечественную войну, когда большая часть их была уничтожена.
И как всегда тут взяло верх наше ужасное качество – привыкать к красоте, переставать ее замечать, а вспоминать о ней лишь после ее утраты.
Сейчас в некоторых парадных еще остались фрагменты былого блеска, но это всего лишь фрагменты, доживающие свой век. Даже если начать восстанавливать какие-то рисунки, то на это нужны дополнительные деньги, и причем не маленькие. А еще и небрежное отношение горожан к своему жилью играет важную негативную роль: кто будет отвечать за сохранность витражей и нести ответственность в случаях вандализма?Витражи сегодня
Сейчас люди, которые имеют такую возможность, заказывают и устанавливают витражи в своих домах и квартирах. Стоит это больших денег, и позволить себе такое может не каждый, хотя все, конечно, зависит от масштаба работы, стоимости и качества стекла.
Прежде чем заказывать витраж, нужно определить, какой стиль вы предпочитаете, ведь их много, от готики до авангарда.
Если вы действительно хотите приобрести настоящее произведение искусства, то помните, что производство витража – это серьезная художественная работа.
Для этого в первую очередь вам необходимо встретиться с художником и рассказать ему, какой бы вам хотелось видеть мотив, сюжет, жанр, цвет. Какую функцию будет выполнять витраж, должен ли он быть более прозрачным и легким, чтобы пропускать побольше света, или, напротив, необходимо сделать его насыщенным и плотным, чтобы защитить от слишком ярких солнечных лучей.
На следующем этапе выполняются эскизы. Перед этим тщательно подбираются материалы. Затем художник изучает стилистику, в которой заказан витраж, и выполняет натуральные зарисовки. Это делается затем, что один и тот же рисунок или мотив можно выполнить в совершенно разных стилях, все зависит от дизайна и интерьера.
В случае, если дизайн дома и квартиры еще не выбран и внутренняя отделка еще не решена, витраж может стать самой влиятельной частью интерьера, он сразу определит стилистику отделки. Витражный потолок, например, не только интересно и торжественно осветляет интерьер, но и становится той самой изюминкой, которая так необходима каждому дому. Межкомнатные окна – замечательное применение витража. С одной стороны, стена продолжается и одно пространство отделяется от другого, а с другой стороны – перегородка из витража настолько легкая и светлая, что стен как будто и нет вовсе. Витраж пропускает свет в обе стороны и являет собой отличное украшение. Витраж может быть не только декоративным, но и пространственным, реалистическим.
После этого обычно выполняется эскиз в большем объеме, и если его утверждают, остается выбрать стекло, которое наиболее подходит к данному сюжету.
Стекло бывает самых разных видов. От вида стекла зависит его качество и стоимость. Самое дешевое – яркое, прозрачное стекло – изготавливает Брянск, остальные же стекла, более высокого качества, привозят из Франции и США. Все эти стекла отличаются расцветкой, например, стекло Алдойч (Франция) – чайного цвета, серое или бесцветное с пузырьками, как шампанское; Висмач (США) – более плотное, меньше пропускает света, с живописными разводами; стекло Сан Жуст (Франция) – очень красивое, с переливами и разными оттенками.
Когда выбрано стекло, утвержденный эскиз увеличивают до натурального размера, затем снимают кальку, т. е. обводят рисунок на кальку, необходимую для резки стекла.
Так как стекло имеет множество переливов и цвет его очень разнообразен, художнику приходится подбирать каждый кусок и только тогда отдавать в резку. Мастера вырезают из стекла все детали, потом раскладывают их на кальке, оборачивают их фольгой и спаивают оловянным припоем с обеих сторон. Это очень важный, ответственный этап. Качество витража напрямую зависит, во-первых, от качества резки стекла, во-вторых, от качества сборки.
Сборка стекла бывает трех видов: классический витраж, «Тиффани» и «Фьюзинг». Классический витраж собирается так – кусочки цветного стекла вставляют в металлический профиль из свинца, а места стыков пропаиваются. «Тиффани» – технология, известная с конца XIX века, названа именем своего создателя. При такой сборке каждый кусочек стекла обтачивают и оборачивают в медную ленту, а затем спаивают с другими. Это позволяет делать линии рисунка более тонкими и изящными. При «Фьюзинге» металлический профиль не используется. На отдельном листе стекла собирают рисунок из его кусочков, а затем все спекают в печи в единый пласт. Часто детали, созданные таким образом, используют и в классическом витраже.
Витраж – это не просто яркие кусочки стекла, это произведение искусства, стоящее наравне с живописью и архитектурой. Многие люди, заказывая витражи, а затем съезжая с квартиры, увозят их с собой. Помните, что уже через несколько лет после установки витражей стоимость квартиры значительно возрастет, потому что витраж, выполненный настоящим художником, имеет свой неповторимый, эксклюзивный рисунок.
Анастасия РЫЦИНА